Скончался легендарный Крис Кельми

1 января в своем доме в Наро-Фоминском районе Московской области скончался популярный певец Крис Кельми (настоящее имя Анатолий Арьевич Кельми), артисту было всего 63 года.

В разные годы Кельми был участником групп «Високосное лето», «Автограф» и «Рок-ателье», с 1990 года выступал сольно. Наибольшую известность ему принесли песни «Усталое такси» и «Ночное рандеву». Артист также написал музыку к мультфильму «Пес в сапогах». «Певец Крис Кельми скончался в своем загородном доме в Наро-Фоминском районе Московской области.

В настоящее время устанавливается причина смерти, однако криминальной составляющей в ней нет», — сказал источник. По словам врачей, причиной смерти стала остановка сердца, которую могло вызвать злоупотребление спиртным. Кельми родился 21 апреля 1955 года. Окончил музыкальную школу имени Исаака Дунаевского по классу фортепиано.

Учился в Московском институте инженеров транспорта на одном курсе с гитаристом Владимиром Кузьминым и предпринимателем, общественным и политическим деятелем Владимиром Слуцкером. В 1983 году поступил в Музыкальное училище имени Гнесиных (эстрадный факультет, педагог — Игорь Бриль), где учился вместе с Кузьминым, получил диплом пианиста.

В последние годы пресса писала про Кельми только в контексте скандалов — вождения в нетрезвом виде, неудачного лечения от алкогольной зависимости... К сожалению, так бывает со многими музыкантами, в свое время выпавшими из обоймы. Но сегодня нельзя не вспомнить о том, что в 1970-е и 1980-е годы Крис Кельми был одним из тех, кто создавал советскую, а потом и российскую рок-музыку.

Свою первую — еще школьную — рок-группу «Садко» он собрал в 1970 году. Ему тогда было 15 лет. Спустя два года Кельми поступил в МИИТ, который не только готовил инженеров транспорта, но и был одним из неформальных очагов полуподпольного рок-н-ролльного движения. Крис учился неплохо и даже остался в аспирантуре, но главным делом его жизни стала группа «Високосное лето», которую он основал вместе с гитаристом Александром Ситковецким. Тогда же Анатолий Кельми взял псевдоним, романтично назвавшись Крисом. Многие зрители считали импозантного блондина если не иностранцем, то по крайней мере прибалтом.

От «Високосного лета» осталось не так много записей, но каждый из его ключевых участников сделал славную карьеру. Ситковецкий собрал арт-рок-группу «Автограф», Александр Кутиков до сих пор играет важную роль в «Машине времени», а Кельми основал «Рок-Ателье».

К тому времени он окончил аспирантуру и встал перед выбором — пойти по стопам отца и строить тоннели или начать профессиональную музыкальную карьеру. Определиться помог Марк Захаров, предложивший амбициозному музыканту собрать постоянный ансамбль при театре «Ленком» (тогда называвшемся Театром им. Ленинского комсомола, о чем уже мало кто помнит).

ельми стал автором музыки эпохальной композиции «Замыкая круг» на слова Маргариты Пушкиной, в записи которой приняли участие почти три десятка рок-артистов — от уже знаменитых тогда Градского и Макаревича до «подпольных» рокеров, которые были известны публике лишь по магнитоальбомам. В 1987 году клип на песню неожиданно показало Центральное телевидение — таким образом, благодаря Кельми многие впервые узнали, как выглядят, например, Дмитрий Варшавский, Виталий Дубинин и Артур Беркут. Композиция «Замыкая круг» стала советским аналогом We Are The World, и при всей своей наивности эта запись до сих пор звучит на удивление актуально. Как написала на смерть Кельми Маргарита Пушкина, «нашу с ним песню «Замыкая круг», гимн мифическому рок-братству и реквием этому братству, никто не переплюнет».

Принадлежность к рок-тусовке не убила в Крисе Кельми мелодиста — он всегда 
тяготел к красивым мотивам, и вторым его главным хитом стало
 «Ночное рандеву», точно попавшее в эстетику конца 1980-х. 
Неискушенная советская публика не только подпевала припеву, но и во все 
глаза смотрела видеоклип с дразнящим эротическим подтекстом. Ничуть
 не помешал популярности песни и подоспевший скандал — как оказалось,
 вокальную партию в композиции исполнял не автор, а певец Вадим Усланов. 
Кельми это, в общем-то, и не скрывал, но и не афишировал. Чуть позже Крис
 записал новую версию композиции с собственным хрипловатым вокалом.
«Золотой человек... самый беззлобный из всех, кого я когда-либо знала», 
— попрощалась на своей странице в Facebook Наталья Ветлицкая. Таким и 
запомнится.

Автор — культуролог, член Совета по интеллектуальной собственности 
Торгово-промышленной палаты России